Перейти к содержимому

  • Войти с помощью Facebook Войти с помощью Twitter Log In with Google      Войти   
  • Регистрация

Фото

Палеоантропологические материалы по скифам, сарматам и аланам.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
59 ответов в теме

#1 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 25 Июль 2014 - 11:22

Березина Н.Я., Бужилова А.П., Решетова ?.К. Новые краниологические материалы к вопросу об антропологическом субстрате средневековых алан (с. 18)

Введение. ?стория изучения салтово-маяцкой культуры насчитывает уже более ста лет. За это время были открыты и частично исследованы многие памятники и определена этническая принадлежность народа, их оставившего. Тем не менее, накопление краниологического материала имеет существенное значение для подтверждения или корректировки существующих данных.

Материалы и методы. В работе представлены новые краниологические материалы из шести раннесредневековых памятников Среднего Подонья и одного некрополя Мамисондон с территории Северной Осетии. Для определения пола и возраста проводилось комплексное изучение черепа и посткраниального скелета по программам, принятым в современной науке, для краниологического анализа материалов применялась стандартная методика Р. Мартина и дополнительные размеры Т. Ву в модификации В.П. Алексеева и Г.Ф. Дебеца. Статистическая обработка краниологических материалов проводилась с использованием нескольких программ: Statistica 6.0 и авторской программы В.Е. Дерябина «Canoclas».

Результаты и обсуждение. Был проведен внутригрупповой анализ могильника Мамисондон и межгрупповой анализ новых материалов с учетом данных из синхронных памятников Северо- Западного, Северо-Восточного и Центрального Кавказа и Закавказья, Нижнего Поволжья, Подонья и Дунайской Болгарии. Наиболее близкие аналогии для изученной серии Мамисондон обнаруживаются среди серий черепов салтово-маяцкой культуры. Новые материалы, полученные из могильников Подонья, в целом, отвечают классическим краниологическим характеристикам представителей салтово-маяцкой культуры. На примере нескольких могильников можно зафиксировать нарушение тенденции, выявленной в ранних исследованиях, взаимосвязи типа погребального обряда с определенным антропологическим типом (ямные и катакомбные погребения и, соответственно, брахикранные и долихокранные антропологические типы).

Заключение. Введенные в научный оборот новые краниологические материалы подтвердили существующее представление о важной роли миграционных процессов раннего средневековья в сложении облика населения Восточной Европы. Расширение числа выборок из таких известных комплексов как Верхнее Салтово, Маяцкое и Дмитровское подтвердило выявленную ранее тенденцию формирования населения салтово-маяцкой культуры на базе нескольких антропологиче¬ских вариантов, но, в целом, это население долихо- и мезоморфное. На примере северокавказской серии Мамисондон удалось проследить связь населения салтово-маяцкой культуры и северокав-казского региона, которое характеризуются преимущественной долихокранией с большим про-дольным, малым и средним поперечными диаметрами.

 

aefacae51bab.jpg

 

f546a8fadb49.jpg

 

f2fc381f0b08.jpg

 

7bba281c9a41.jpg


  • 0

#2 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 27 Июль 2014 - 02:26

Реконструированный алан, поздне сарматский период 2-4 век нашей эры.

5690b23de5ec.jpg


  • 0

#3 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 27 Июль 2014 - 02:28

Аланка с Понтуаза. Эпоха Меровингов

e365e7dcc0c8.jpg

Женщина 35 лет из захоронения № 12 галло-романского некрополя в Понтуаз (открытого во школьным двором школы Св.Мартина) археологом Бернаром Пуарье. (Понтуаз, Франция) Раскопки Бернара Пуарье. По радиокарбонним датировке кости датируются французскими антропологами периодом - 385 - 585 гг н.э. есть эпохой Меровингов. Хранится в Музее человека в Париже. Этот череп известен во Франции под названием «артефакт макроцефала на черепе женщины с Понтуаза» - или «d'une artefact» «macrocephale». Работа С.О.Горбенко. март, 1999 год. Бурлярен. Франция.


  • 0

#4 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 27 Июль 2014 - 02:33

97bbbbc55ef5.png

 

e10c29c39b1e.png

 

c0d2b5de83f9.png

 

8316533aff8e.png

 

f091bebff897.png

 

c156c7a799cd.png

 

4f9c4c2def2b.png

 

c7cc79853c31.png

 

c80b701b8a7f.png


  • 0

#5 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 27 Июль 2014 - 02:35

98df89edeefb.png

 

6bbd6aa0a05a.png

 

a8c6946c286e.png

 

a6d54e27f99f.png

 

8a14490c168f.png

 

a2735a46ac94.png

 

d1b2c7799a8f.png

 

7c0cef535f7c.png

 

72beb8bf8c33.png


  • 0

#6 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 27 Июль 2014 - 02:38

d1931949db95.png

 

6928de0546b0.png

 

ef78b1a79bc3.png

 

ea30b4e3bad9.png

 

fc56cf4347e1.png

 

55d9a842dc31.png

 

7d337229456e.png

 

c38992ae87b3.png

 

21a7e3500153.png


  • 0

#7 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 27 Июль 2014 - 02:40

cfd482d88048.png

 

10145b549af8.png

 

9124efc84a66.png

 

61502b9b6c4b.png

 

5bc72bcfbe0b.png

 

ed5b25890bd1.png

 

f7879d158520.png

 

f32216949c7a.png


  • 0

#8 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 27 Июль 2014 - 02:44

1. Савроматы-сарматы- вторая половина 1 тыс. до н.э.

Характерен единообразный «сарматский» тип от Приуралья до Северного Причерноморья- широкоголовые европеоиды с небольшим уплощением горизонтального профиля на уровне глазниц.

af6eb2fe0e76.jpg

2. I-IV вв. н.э.- приход крупной кочевой группировки иного происхождения (аланы). Смешение местного субстратного широкоголового населения с суперстратным длинноголовым с постепенным увеличением долихокранных вариантов.

Динамика увеличения долихокранных черепов:

- раннесарматские серии- 19% (11 %)

- среднесарматские- 27 % (19%)

- позднесарматские- недеформированные- 54 % (19%).

3652ba051fd8.jpg

Особенно приток длинноголовых европеоидов аланов усилился во второй половине II- IV вв., и это были в основном мужчины (в сериях мужчин в несколько раз больше, чем женщин).

Позднее сарматские племена принесли обычай искусственной деформации головы- частота деформированных черепов около 70%.

Среди немногочисленных пришлых женщин, помимо длинноголовых европеоидов имелись и европеоидно-монголоидные метисы.

d2432e6a7a83.jpg

Кроме краниотипа пришлые группы существенно отличались от своих предшественников по многим другим антропологическим параметрам. Они были более высокорослыми и массивными. Видимо, большая часть мужчин были профессиональными воинами.

Можно подвести основные итоги краниологического анализа населения степной зоны Восточной Европы в 1 тыс. н.э. Прежде всего, имеющийся многочисленный краниологический материал (около 1300 черепов, включая II-I вв. до н.э.) позволяет проследить внутригрупповую и межгрупповую изменчивость хронокультурных групп и связать ее с миграциями. В соответствии с этим получается, что в степной зоне Восточной Европы на протяжении 1 тыс. н.э. четко фиксируется смена трех антропологических пластов. Первый тип широкоголовых европеоидов, свойственный савромато-сарматскому населению (V в. до н.э.- рубеж эр), постепенно сменяется в I-II вв. типом длинноголовых южных европеоидов, который можно определить как второй пласт, преобладающий у позднесарматского населения.

Основной источник: Население восточноевропейских степей в первом тысячелетии, М.А. Балабанова, 2010 г.


  • 0

#9 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 27 Июль 2014 - 02:49

Берлизов Н.Е. О двух подходах к поиску предков исторических алан.

e0cd13f89204.jpg

0e64a64edb16.jpg


  • 0

#10 Astan

Astan

    Australopithecus

  • Участник
  • 16 Сообщений:
16

Опубликовано 06 Август 2014 - 21:21

Версия смены фенотипа "аланы > осетины" от антрополога Герасимова М.М.
------------------

М.М. Герасимов - Палеоанропология Северной Осетии в связи с проблемой происхождения осетин. 1994 г.

aebDlpVK43M.jpg

XjkN0-jqrRY.jpg

eLSMfmw_ydU.jpg


  • 3

#11 Astan

Astan

    Australopithecus

  • Участник
  • 16 Сообщений:
16

Опубликовано 06 Август 2014 - 21:25

Деиранизация в Средней Азии, по данным антропологии.

 

zxz5uh37C-0.jpg


  • 3

#12 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 01:12

Равнины и горы в процессе расо- и этнообразования осетин.

 

Усиливающаяся экологизация науки, характерная в наше время и для дисциплин исторического цикла, позволяет по иному взглянуть на многие вопросы формирования общих тенденций в человеческом обществе, а именно под углом зрения изучения адаптивных процессов, как биологических, так и культурных и поведенческих. Особенности географической среды, положение популяции в системе других популяций и внутрипопуляционная структура (т.е. биологическая, культурная и поведенческая адаптация) определяют популяционный гомеостаз. ?зучение влияния географической среды на формирование антропологического своеобразия человеческих коллективов на палеоантропологическом материале еще не приобрело нужных масштабов исследования. Лишь в общей форме мы можем говорить о средовом адаптивном компоненте, который находит отражение в географической обусловленности варьирования отдельных морфологических признаков. В конкретных же палеоантропологических исследованиях наиболее перспективным при изучении истории популяций и микроэволюционных изменений представляется учет расчлененности ландшафтов. ?менно геоморфологические особенности местности и гидрологическая сеть определяют существование или отсутствие географических барьеров, препятствующих или способствующих генетическим контактам между популяциями. Опять–таки в общей форме установлено, что модусы расообразования на отдельных территориях формировались именно с характером прерывистого или панмиксного распространения признаков (Алексеев, 1967,1974,1998).

?сторический процесс на Северном Кавказе обстоятельно документирован археологическими и письменными источниками. Общая линия происхождения большинства современных горских народов достаточно аргументировано улавливается, начиная с раннежелезного века. Судя по археологическим данным, процесс этнообразования в его наиболее перспективных формах (крупные племена, союз племен, народности) протекал или был тесно связан с равнинно-степной зоной региона, с контактной зоной Степи и Гор (см. работы В.Б.Ковалевской, В.А.Кузнецова, В.Б.Виноградова и т.д.) Ход этнической истории определяли многочисленные внедрения в местную среду внешних импульсов, скифских, сармато-аланских, гуннских, болгарских, тюркских и хазарских. Таким образом, плоскостное Предкавказье являлось территорией, где происходила трансформация и синтез традиционных этнокультурных компонентов Степи и Гор, где, начиная с древних времен наблюдалась, с одной стороны, преемственность культур, а с другой – периодичность миграций. Так как только антропологические признаки свободны от такого исторического явления, как заимствование, и потому относительно стабильны и независимы от социально-исторической обстановки, только они могут свидетельствовать о переселении конкретных групп людей. Поэтому палеоантропологические данные особенно успешно могут быть применены в изучении взаимоотношений субстратного аборигенного и суперстратного пришлого населения в этногенетическом процессе (см. работы Г.Ф.Дебеца, В.П.Алексеева, Ю.В.Бромлея).

?раноязычность осетин и археологические свидетельства аланского влияния на культуру местных горских племен – с одной стороны, и антропологические особенности современных осетин, которые, напротив, сближают их с кавказоязычными соседями – с другой, определяют всю сложность решения проблемы расо- и этногенеза осетинского народа. В этнической истории осетин выделяется несколько периодов, различающихся демографической ситуацией, территорией формирования этноса, интенсивностью интеграционных процессов. Соотношения субстратных и суперстратных элементов в формировании физического облика осетин в различные периоды этнической истории народа показывают, что процесс этнообразования не ограничивался лишь культурными контактами, а имело место и биологическое смешение. Последовательное внедрение в горскую среду многочисленных внешних импульсов, в частности иранства, в результате контактов со степным миром кочевников, скифов, сарматов и алан, способствовало постепенной языковой ассимиляции на территории Северной Осетии и положило начало формированию алано-осской раннефеодальной народности. Оно происходило на равнинных территориях Предкавказья в результате синтеза ираноязычного населения и местного, скорее всего относящегося к адыгскому массиву. Большинство изученных раннесредневековых краниологических серий происходит из могильников, принадлежащих адыгским племенам и аланам, которые широко были расселены по территории нынешних Кабарды, Черкессии и Северной Осетии (Дебец,1948, Алексеев,1974,Герасимова,1997). Преобладающим краниологическим типом этого населения был европеоидный долихокранный вариант с крупными размерами мозговой коробки и узким лицом. Суммарное сопоставление по комплексу признаков, широко вошедшее в практику расового анализа, дающее возможность оценить расхождение групп по так называемым таксономическим расстояниям (в нашем случае по методу Пенроуза в редакции Кнусмана), позволяет нам определить степень морфологической специфичности изученных групп. Анализ полученных таксономических расстояний показал, что наименьшие расстояния и наибольшее количество близких связей обнаруживают в раннем средневековье серии, связанные с аланским и адыгским этносом (Гамовское ущелье,Балпбанка, ?льичево городище, Мощевая Балка, Нижний Архыз, Адиюх, Казазово из Прикубанья). Почти втрое дальше от всех прочих серий отстоят серия из Харха в Дарьяльском ущелье и серия из Эдиси из горных районов Южной Осетии. Они отличаются резко выраженной морфологической специфичностью, оценивая которую, следует признать, что горское население в конце 1 – начале 2-го тысячелетия обнаруживало тот комплекс признаков, который сейчас ассоциируется с кавкасионским, т.е. свойственным современным осетинам. Т.о. анализ таксономических расстояний (по Пенрозу) между краниологическими сериями с территории Северного Кавказа убедительно свидетельствует, что в антропологическом плане интеграционные процессы происходили под знаком аланской доминанты, а горское население было слабо втянуто в эти процессы.

Вторым важным моментом этно- и расогенеза осетин стали массовые миграции равнинного населения в горы после разгрома Алании Чингизидами. С середины 13 в. горные ущелья стали основной территорией формирующегося осетинского народа. Это было время социальных потрясений, разрушений устоявшихся традиций и уклада жизни, гибели огромной массы людей со всеми вытекающими отсюда последствиями для этно- и расогенеза осетин. Между тем, это был период, когда, по мнению большинства исследователей, происходило оформление этнического типа и основных черт культуры и быта осетин, период формирования осетинских обществ. ?менно с этого времени можно говорить об осетинах, как сложившейся этнической общности со своей четко очерченной территорией, языком, экономикой и культурой (Тменов, Кузнецов, Гутнов, Тотоев, 1987). Заселение аланами горных районов вызвало необходимость приспособления к другим физико-географическим условиям, что вызвало разнообразные адаптации, в том числе, социальную, которая составляет существенную составляющую популяционного запаса адаптивной изменчивости. Проникновение аланских групп в горные районы протекало, видимо, в условиях благоприятных, поскольку наиболее ранние следы их обитания, датируемые Е.Г.Пчелиной 7-9 вв., были обнаружены в окрестностях с. Лац в Куртатинском ущелье, где уже в середине 13 в. функционирует Дзивгинская церковь, пещерная крепость и целое поселение в балке Фаскау. Археологические материалы несколько более позднего времени из раскопанных там склепов прямо свидетельствуют о том, что к концу 14 в. осетины куртатинцы представляют собой вполне сформировавшееся общество (Тменов,1985,1989). Антропологически этот период представлен тремя сериями из –под скальных навесов над с. Дзивгис в Куртатинском ущелье, серией из каменных ящиков у с.Верхняя Кобан в Кобанском (Гизельдонском ущелье), двумя сериями у с. Кели из каменных ящиков и склепов в Ассинском ущелье и двумя сериями из цирциатских могильников из Рокского ущелья и ущелья Сба в верховьях р.Б. Лиахвы в Южной Осетии. Позволю себе более подробно остановиться на материалах из Дзивгис. Морфологические особенности черепов 13-14 вв. из-под скальных навесов над с.Дзивгис существенно отличались от того комплекса признаков, который свойственен современным осетинам. Кроме того черепа из двух склепов (15 и 18) отличались от третьей серии из пещерного, 21-го, склепа, такими диагностически важными признаками, как высота черепа, высота и ширина лица. Поскольку сооружение склепов связано с традициями родового строя, наблюдаемые различия можно считать особенностями родовой или семейной группы. Представление о б антропологическом облике населения с.Дзивгис может быть дополнено серией из полуподземного склепа ( склеп 3) из раскопок Л.К.Нечаевой 16-17 вв. Черепа из этого склепа типологически близки к черепам из 15 и18 склепов, но уклоняются от типа, который свойственен современным осетинам, еще более мелкими размерами мозгового черепа, более низким лицом и высоким носом. В наибольшей степени эти черепа близки к исследованным мною черепам из аланских могильников, таких, как уже упоминавшиеся Балабанка, Гамовское ущелье, Архыз и ?льичевское городище (Герасимова,1996). Т.о. население, уже оттесненное в горы, т.е. более позднее, чем аланы, сохраняет антропологический облик, свойственный аланскому или алано-осскому этносу. Возможно, что антропологические особенности дзивгинского населения являются отражением более ранних миграционных волн, когда горское население было еще слабо втянуто в интеграционный процесс формирования осетинского народа. Некоторые особенности этих серий можно объяснить контактами с адыгскими племенами, которые издавна имели место, судя по археологическим данным (?ерусалимская,1978,1983) и прослеживаются на антропологических материалах из Мощевой Балки (Герасимова,1986). Здесь, видимо, в процесс метисации алано-осского населения были втянуты и адыгские племена. Запертое в ущельях, потесненное в горы, равнинное аланское население для того, чтобы избежать катастрофических демографических последствий разгрома Алании было вынуждено вступать в брачные контакты с адыгскими племенами, тем более что для Западной Алании контакты с адыгами уже имели некоторую традицию Черепа из пещерного склепа обнаруживают сходство с черепами из более поздних склепов 16-17 вв.у с.Лац того же Куртатинского ущелья. Эти черепа в более выраженной форме обнаруживают тот вариант, что свойственен современным осетинам. Это происходило за счет усиления контактов с автохтонным горским населением, антропологические особенности которого нам известны по находкам из раннесредневековых могильников Херх и Эдиси. Эти же особенности характерны для серии из могильника Верхняя Кобан, синхронного дзивгинским, из соседнего Гизельдонского (Кобанского) ущелья (Герасимова,1993, Тихонов,1993).Серия происходит из каменных ящиков и уверено, по археологическим материалам, увязывается с местным горским населением. Верхнекобанская серия характеризуется крупными размерами мозговой коробки, значительной величиной поперечного и высотного диаметров, умеренной брахикранией, широким лицом. Таким образом, средневековые осетины Гизельдонского ущелья (Верхняя Кобан) обнаруживают комплекс признаков, который характерен для современных осетин. Значит ли это, что горское население сыграло решающую роль в расо- и этногенезе осетин, а влияние аланского суперстрата проявилось лишь в победе языка и некоторых культурных новациях? Этому утверждению противоречат ряд фактов. Во-первых, анализ межгрупповой изменчивости признаков мозгового и лицевого черепа у населения этого времени по сравнению с раннесредневековым населением показывает, что изменчивость признаков здесь больше и сочетание их разнообразнее. Морфологическая специфичность серий постмонгольского времени по сравнению с ранним средневековьем более значительна. Во-вторых, краниологические особенности населения ущелий, например, Куртатинского и Гизельдонского, в 13-14 и 16-17 веках имеют перекрестное сходство. Так Дзивгинские черепа из 15 и 18 склепов 13-14 вв и 3 склепа 16-17 вв обнаруживают сходство с черепами из склепов Джимара и Хуссар 16-17 вв. соседнего Гизельдонского ущелья. А серия из пещерного 21-го склепа из с. Дзивгис обнаруживает сходство с раннесредневековыми сериями из Харха и Эдиси и с серией из Верхней Кобани. Наличие сетевидного сходства между сериями и уменьшение количества близких связей по сравнению с ранним средневековьем показывают, что процесс метисации алано-осского и горского населения имел длительную протяженность и выраженную специфику в отдельных этнолокальных группах, и даже в рамках отдельных обществ, например, Куртатинского (Герасимова,2003). Неравномерность и специфика процесса этнической и антропологической консолидации объясняется разными причинами, как внутреннего, так и внешнего характера. Немаловажную роль в интеграции горского и алано-осского массивов играло благоприятное географическое положение, а именно наличие удобных перевалов для торговых путей, пастбищ и земель для земледелия, местонахождений полезных ископаемых. Наличие этих условий способствовало активному вовлечению горского населения в процесс формирования осетинских обществ. Аланы-мигранты, стоявшие на ступеньку выше автохтонного населения, продолжали быть активным реагентом в этом процессе. Во многом, консолидации, во всяком случае, антропологической, способствовали, как ни странно, походы Тимура. Трагические последствия этой экспансии, вызвавшие сокращение доли мужского населения, нехватку брачных партнеров и увеличение близкородственных связей, могли быть избегнуты лишь за счет усиления контактов с горским населением путем расширения круга брачных связей. Роль горских племен прослеживается на антропологических материалах позднесредневекового времени из склепов Северной Осетии. В черепных сериях возрастает процент короткоголовых и широколицых черепов, хотя, в целом, по признакам, характеризующим форму мозговой коробки, и ширине лица, население большинства ущелий Северной Осетии продолжает сохранять антропологический тип более древнего равнинного населения, что никак не соответствует антропологическим особенностям современных осетин. (Бунак,1953; Шевченко,1986; Герасимова,1993).

В 19 в. началось обратное переселение осетин на предкавказские равнины. К сожалению, у нас нет краниологических материалов, датированных этим временем и принадлежащих непосредственным предкам осетин. Традиционно используемый материал для расогенетических построений отстоит от нашего времени на два столетия. Речь идет о сборных сериях трех крупных этнолокальных групп- иронцев, дигорцев и туальцев, изученных в свое время В.П.Алексеевым (1974).Приходиться признать, что особенности этих черепов также не дают возможности связать их с современным населением Осетии. Сравнительные данные по современным осетинам, в переводе на черепные размеры, свидетельствуют, что на протяжении последних 200 лет произошло уменьшение продольного, значительное увеличение поперечного диаметров и ширины лица. Эти изменения происходили на фоне жесточайшего демографического кризиса, когда в результате «моровой язвы» население Осетии сократилось с 200 тысяч человек до 20 тысяч (?стория Северо-Осетинской АССР,1987). Переселение осетин на предгорные равнины сопровождалось ломкой устаревших патриархальных отношений, уменьшением числа кровнородственных и расширением территориальных связей. ?меются хорошо документированные свидетельства тесных контактов, включая брачные, с кабардинцами, есть данные о переселении значительного числа осетинских семей в Балкарию и балкарских в Дигорию, о тесных этно-культурных контактах осетин с ингушами и браках между ними в низовьях р. Армхи (Волкова,1974). Расширение территориальных и брачных связей фиксируется анализом таксономических расстояний между современными кавказскими группами и последовательным сравнением матриц суммарных расстояний от раннего средневековья ко времени, близкому к современности, говорящем об незначительной морфологической специфичности сравниваемых групп. Незначительная степень морфологической специфичности современных северокавказских популяций выражается также в наличии сетевидного сходства и близких таксономических расстояниях между краниологическими сериями осетин, кабардинцев и ингушей (Алексеев,1974, Герасимова, 1993, 1997).Таким образом, можно сказать, что характер расообразования на Северном Кавказе определялся характером популяционных взаимоотношений, выражающимся в различной интенсивности брачных связей в контактной зоне Равнин и Гор в различные временные отрезки.

 

[*] Герасимова Маргарита Михайловна, ?нститут этнологии и антропологии РАН, вед.н.с.; к.и.н.


  • 1

#13 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 11:10

М.А. Балабанова.

Реконструкция социальной организации поздних сарматов по антропологическим данным.

http://annales.info/...small/nav6b.htm


  • 0

#14 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 11:13

9f61ca3bceed.png

 

6d5521d38985.png

 

b07a16371bf1.png

 

ddaa9f952331.png

 

ace65d923013.png

 

db480544cbce.png

 

9ffb57e2ea97.png

 

f0d8fd2d8334.png

 

d59b0b57fe5c.png


  • 0

#15 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 11:14

dd477dedd43d.png

 

a2d5a8a4f803.png

 

2f4d892cf0ec.png

 

bce64119e0b2.png

 

4f30aec0e650.png

 

8ede20b78f17.png

 

cf28dde4756a.png

 

e6ab0092cbde.png


  • 1

#16 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 11:22

Аланский вариант Салтово-Маяцкой культуры отмечен черным цветом

Черепа из северского Донца полностью совпали с Мамисонцами (юг Северной Осетии) того же времени.

http://kronk.spb.ru/...sa-1967-50s.jpg

http://kronk.spb.ru/...a-sa-1967-8.htm

https://pp.vk.me/c61...-DYIk9PxbA8.jpg


  • 1

#17 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 11:26

0cb59334dcb6.png

 

6d9440ab03f4.png

 

6b59b50f5582.png

 

95c759c0643e.png

 

9151dbe3860e.png

 

fad6538683f8.png

 

bff603c5b390.png


  • 0

#18 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 11:34

0dccaaf92852.png

 

d3d3a954a673.png

 

b6b606b28113.png

 

defd36e03e5b.png

 

88d24d536d6d.png

 

5cc1d6b58735.png

 

4ee2e4da45df.png


  • 0

#19 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 11:36

37ad76af68cc.png

 

177cfd3cb30c.png

 

c106c7125a3a.png

 

59bc4229975a.png

 

8626f5e117f0.png


  • 0

#20 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 05 Октябрь 2014 - 11:38

a54e7c2dee65.png

 

5e9afea8ec4f.png

 

641bf87327e3.png

 

8e61632bfc1f.png


  • 0




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых