Перейти к содержимому

  • Войти с помощью Facebook Войти с помощью Twitter Log In with Google      Войти   
  • Регистрация

Фото

Легенды и предания Осетин


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
132 ответов в теме

#41 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 10 Ноябрь 2014 - 12:27

     В свете последних обсуждений.               

 

ПРЕДАН?Е О  ХЕТАГЕ

Прикрепленные миниатюры

  • хет1.jpg
  • хет2.jpg

  • 0

#42 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 10 Ноябрь 2014 - 12:28

2

Прикрепленные миниатюры

  • хет3.jpg
  • хет4.jpg

  • 0

#43 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 10 Ноябрь 2014 - 12:30

Русский перевод текста

                                                                             Предание о Хетаге

 

Хетаг был кабардинцем, и был он вором (букв. ворующий человек). Он общался с христианами, были среди них у него друзья и сам он тоже принял христианство. Как прознали это кабардинцы, то погнались за ним и он через Арджынараг(Эльхотовские ворота) перевалил. Добрался он до места, где сейчас роща Хетага и слышит голос из леса: - В лес, Хетаг, в лес!
Тот отвечает: - Хетаг не сможет уже в лес, уж лучше лес к Хетагу!
Часть леса отделилась и окружила Хетага. Так спасся Хетаг.
Пошел он оттуда и вот здесь в Нарском округе жил Бигула. Бигула был греком. Он был одинокий человек. Здесь везде черный лес произрастал. Так он в ущелье прибыл и остановился у Бигула и прожил у него несколько лет. Тогда Бигула отдал Хетагу свою дочь в жены. Хетаг как-то отправился на охоту в место, где теперь село Нар. Добыл там себе оленя, а заодно несколько зерен пшеницы бросил. На следущий год семена дали хорошие ростки. ? говорит он Бигула: - Дай мне тот участок земли.
? построил он себе там жилище, стал жить там, поживать. Но свое ремесло воровать не забывал. Было как-то, украл он троих детей и увез их в Грузию. Жену же оставил беременную и три года не возвращался он домой. В Грузии встретил он одного князя и говорит ему князь: - Отдашь мне своих троих детей в обмен на три совета?
Тот отвечает: - Ау, как я тебе детей за советы отдам!
Расстался он с князем тем. Но потом задумался, что же это за советы такие, интересно, и вернулся.
- Скажи мне эти слова, отдам я тебе детей, любопытство меня одолевает.
? говорит ему князь: - Первое что скажу: где тебя ночь застанет – дальше не ступай.
Второе скажу: если будешь в гневе, одной рукой останавливай другую.
? третье: никогда не отдавай предпочтение женщине, вместо мужчины.
За эти три совета Хетаг отдал своих пленных детей. Что ему оставалось делать, отправился с товарищами оттуда. Как стемнело, добрались они до одного села. Друзья предложили держать путь дальше, а Хетаг говорит: - Ау, я же одного ребенка за совет отдал, где застанет ночь – там и оставайся.
Так Хетаг остался, не пошел с друзьями. Они же пошли дальше и в одном месте их ограбили, а самих убили. Пошел с утра Хетаг по их пути и обнаружил их убитыми…
Был как-то Хетаг в дальнем походе, а у него сын родился и прошло уже три года. Вернулся он ночью на поляну Пот, что рядом с Наром, расседлал коня своего, расстелил бурку и лег отдыхать. Стал думать: жену свою одну оставил, как она без меня себя вела?
Встал он посреди ночи и направился в свой дом. Заходит в спальню и застал сына своего рядом с матерью спящим. В темноте нащупал в постели две головы. С моей женой кто-то спит, - подумал он и вытащил саблю отрубить обоим головы. Но вдруг вспомнил второй совет, который дал ему князь «в гневе удерживай рукой другую руку». Вставил саблю в ножны обратно, вышел и лег снова спать на поляне.
Как рассвело, видит жена его - конь пасется, мужчина какой-то спит на поляне. ? говорит сыну своему: - Пойди предложи тому путнику, может он голоден, пригласи его перекусит пусть.
Пошел мальчик и говорит: - Нана приглашает тебя, будь гостем нашим.
А Хетаг спрашивает его: - Так а ты кто, чей ты сын?
- Не знаю я, но моего отца все Хетагом называют.
Со словами «чуть своими руками не убил своего сына», Хетаг тогда поднялся к себе в дом.

Записано со слов Гагиева Алихана Михеловича, 54 года, жителя села Гори, работает электриком в Зарамаге. Предание он слышал в 1921 году от Гагиева Додти, старика преклонных лет. Записано Цагаевой А.Дз. 10 июля 1960г.


  • 1

#44 Aslan1

Aslan1

    Homo habilis

  • Участник
  • 112 Сообщений:
18

Опубликовано 10 Ноябрь 2014 - 12:39

«в гневе удерживай рукой другую руку».

конечно у этого афоризма м.б. миллион самостоятельных и независимых авторов, в разное время, у разных народов, но кажется это же приписывают праведному халифу Али.

Хетаг как-то отправился на охоту в место, где теперь село Нар. Добыл там себе оленя, а заодно несколько зерен пшеницы бросил. На следущий год семена дали хорошие ростки. ? говорит он Бигула: - Дай мне тот участок земли. ? построил он себе там жилище, стал жить там, поживать.

Этот мотив 1 в 1 соответствует карачаевскому преданию об открытии Кобанского ущелья Боташем: охотник охотится за оленем, бросает несколько зерен пшеницы в землю, на следующий год получает хороший урожай и ставит там свое жилище. Это уже явно не совпадение.

Помнится несколько ранее здесь обсуждалось, что в осетинском фольклоре тоже есть что то подобное как по щепкам нашли поселения каких новоселов.

Видно, что в основе этих сказаний об образовании общин и сел лежат скорее не исторические факты, а какие то традиционные фольклорные мотивы, которые бытовали у народов Центр. Кавказа. При этом первоисточник затрудняюсь назвать: то ли местная кавказская, то ли тюркская или иранская фольклорная траидиция


  • 0

#45 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 10 Ноябрь 2014 - 22:04

 Теперь Руслан решил в воры записать родового предка.

На аланские факты происхождения рода,  я тебе уже вроде бы указал, показав на основе ДНК.

По этому в обеих Осетиях празднуют день Хетага. Говорят тосты в честь Хетага и т.д. 

 

?нформатор наверное сам из воров был.))

Пой прадед Аштар был по старше Гагиева Додти и говорил отцу что происхождение Хетага не известно, но был святой и добрый человек, понимал язык животных и птиц.

 

Есть еще и вот такое придание о Хетаге.

 

В.Потто.Осетия и осетины.

 

Не
очень давно,когда народ принял
уже магометанство – говорит
осетинское предание, – на месте
этого леса стоял богатый и
многолюдный аул. Но все его
богатства были ничто в сравнении с
одной его драгоценностью, – в нем
жил святой человек, по имени
Хетаг. Он знал все, что делается на
свете, знал на земле причину и
конец всех вещей, понимал
разговоры небесных светил, и всю
свою жизнь воевал с шайтанами,
которые вынуждены были наконец
бежать из аула, и только за сто
агачей осмеливались показывать
язык святому. Под эгидой такого
мужа аул жил спокойно и
наслаждался довольством и
счастьем. Но рок и судьба ничем
неотвратимы. “Что будет, тому быть
непременно”, – сказал пророк, и
слова его сбылись над аулом.
По мере того, как шли годы, слабел
и дряхлел Хетаг, лишился он
зрения и уже не мог воевать с
шайтанами. Вот в эту-то пору дух
Джехенема и наслал на аул какую-
то могучую вражескую силу. Уже
только одна гора отделяет ее от
аула. Жители, бросая родные
очаги, бегут в Алагир; но и в
бегстве не забывают они
благочестивого старца. “Хетаг!” –
кричат добрые люди.– Спеши за
нами в лес, иначе ты погибнешь!”
Хетаг вышел из дома и отвечал
слабым голосом: “Дни моей
бодрости уже миновали, силы
покинули меня. Хетаг уже не
поспеет в лес, – пусть лес поспеет к
Хетагу!”.
? вдруг зашумели деревья. С
далеких алагирских высот
отделилась часть орехового леса и
с быстротой облака закрыла собой
Хетага. Так этот лес стоит и поныне
на том же самом месте, и люди
называют его лесом Хетага.


  • 0

#46 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 03:32

Это предание одно из 4-х и те тоже примерно этого содержания. ?нформатор Гагиев Алихан - сам потомок Хетага.

Читай Сборник Осетинских преданий Юго-Осетинского издания от 1962 года! Можешь скачать на Барзафцаг из осетинской библиотеки.  Очень богатый сборник преданий! Это хорошо, что ты хочешь знать историю своих предков.


  • 0

#47 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 08:47

Сармат, в этом же издании, есть предание о Гоци. Помнишь ты о нем говорил, как он сразил в поединке персидского воина? Сейчас прочитал рассказ об этом случае и, полагаю, тебе тоже будет интересно.

Прикрепленные миниатюры

  • гоцъи1.jpg

  • 0

#48 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 08:48

2

Прикрепленные миниатюры

  • гоцъи2.jpg
  • гоци2_1.jpg

  • 0

#49 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 08:50

Предание о Гоцъи

Во времена царствования ?раклия всех грузинских силачей-борцов одолевал один персидский силач. В это время занесло Богом в Калак(Тбилиси) двоих наших нарцев. Услышали и они молву об этом событии. Нарец маленький Гоцци говорит своему другу: - Пойдем и мы, глянем что там за силач такой!
Пришли они, смотрят через головы, народу много собралось, «дай, мол, и я его увижу». Малой Гоцци как увидел силача, так и говорит: - Даже если он меня съест, всё равно с ним готов побороться!
Друг его отговаривает не делать этого. Но Гоцци не слушает его и сообщил об этом царю ?раклию. ?ракли прибыл, оглядел Гоцци и сказал: - Как ты осмеливаешься, он же как мячом поиграет тобою, послушай меня и не выходи с ним!
Но Гоцци не унимается и не отстает от ?раклия: - Попробуй меня выставить, никакого урона тебе ведь.
Согласился тогда ?раклий, «не просто он такой смелый». Назначил он день схватки и собрался со всей Грузии народ. Персидский силач посмотрел на Гоцци и говорит: - Вы издеваетесь надо мной?
Гоцци же в бурке подошел к нему ближе: - Давай попробуем сначала, а если ты сильнее окажешься, тогда и будешь хвалиться. Предлагаю тебе условие, кто внизу окажется, тому другой кинжалом горло перережет.
Дал свое согласие персидский силач и на этом их пустили в поединок. Заиграла зурна, схватились два силача надолго, и тут персиянин внизу очутился. Но Гоци пожалел его и не стал убивать.
?раклий очень обрадовался и усердно благодарил его. Приказал он накрыть стол для всего народа и конечно Гоцци с другом тоже там были. За обедом ?ракли распорядился наполнить свой лучший серебряный бокал, взял его и произнес тост в честь Гоци. Выпил затем и бросил бокал в подарок Гоцци. Но не Гоцци поймал бокал, а его друг и в карман себе положил.
Что там ?раклию не ясно было, видит он не достался Гоцци тот кубок. Чуть позже он снова выпил из своего кубка (теперь поменьше того). Бросил он опять кубок и теперь Гоцци сам поймал его и положил себе в карман.
Хорошо они яств разных пробовали, Гоцци с другом оставили ?раклия в радостном расположении, завершили свои дела в Калаке(Тбилиси) и направились к себе в Нар.

Газета «Ног Цард», 1907 год, №34. «Богал», Хъ. Тырыджы фырт.


  • 0

#50 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 09:31

1

Прикрепленные миниатюры

  • гоцъи2 - копия.jpg
  • гоцъи3.jpg
  • гоци2_1 - копия.jpg
  • гоци3_1.jpg

  • 0

#51 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 09:33

Вражда Гоци с Гагиевыми

Гоцци враждовал с Гагиевыми из-за земли. Задумал он уничтожить Гагиевых, так как потомство Гагиевых увеличилось. ?з братьев Гоцци не поддержали его решение Дзанай и Бурнац, а Джио согласился. А Дзанай и Бурнац сказали: - Лучше мы тоже из Хъуда(Кудское ущелье) жен себе возьмем, они родят потомство, и нас тоже много станет.
У Гагиевых перед новым годом был кусбар(сбор продуктов на общее торжество) и они там сидели на кувде. Гоцци вывернул наизнанку свой тулуп, замочил в речке, обсыпал песком и одел его заледеневшим. Так он зашел к ним. Сам же оставил у входа Джио, мол, «кто из них будет выскакивать – убивай». Оказался он внутри, поздоровался «добрый вам вечер».. Гагиевы тоже приветствовали его: - Добро пожаловать, наш брат.
Гоцци тут же погасил свечи и набросился ножом рубать собравшихся. Многих он успел убить, но и его самого ранили, и он устремился к выходу. Как Гоци в дверь выскочил, так его Джио ножом и ударил, думал Гагиевы выбегают. Так и убил его.

Записано со слов Мамиева Левана, 70 лет, сел. Коста (Северная Осетия), записал Бигулов Борис летом 1940 года. СОН??, архив.


  • 0

#52 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 11:24

1

Прикрепленные миниатюры

  • тиб_нар.jpg
  • тиб_нар1.jpg

  • 0

#53 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 11:25

2

Прикрепленные миниатюры

  • тиб_нар2.jpg
  • тиб_нар3.jpg

  • 0

#54 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 11:26

Тиб и Нар

Между жителями Тиба и Нара происходила борьба. Тибцы говорили «мы достойнее вас, и вас мы сюда привели жить!». А нарцы говорили «нет, мы достойнее вас!»
Как-то несколько тибцев по делам побывали в Закка и, так как были во вражде с нарцами, нарцы не пустили их через свой мост, «не ходите через наш мост». Тибцам ничего не оставалось делать, как зайти в воду и перебраться так через реку: - Ну смотрите! Мы вам покажем, как через мост нас не пускать, этого мы так не оставим.
Закрутили свои усы тибцы и стали жаловаться всем, так, мол, и так. В итоге разбирательство этого дела доверили рассудить Джергаеву Дати и Томаеву Созрыко. Первый был из Тиба, а второй из Нара. Сели они на поляне Пот на деревянные кресла, белые бурки под ноги постелили… Долго они не могли прийти к общему мнению и наконец решили. «Выносим наше решение: кто тибцев через реку по воде направил, тех выяснить».
Лучших 12 мужчин из Нара призвали на суд и предложили им принести снопы овса из Цеса и здесь на поляне Пот намолотить их своими ногами. Джергаев заставил их взяться за руки, так достойнейшие нарцы молотили ногами овес. ? так целый день. Затем опять же за руки взявшись заставил их перейти реку. Пусть, говорит, в воде ноги(написано «копыта») увлажнят, а то стерлись ступни об зерно. Да и спины у них запылились, почистим их метелками, так метлой и проводили им по спинам туда-сюда.
После этого нарцы познали свою участь и больше не ссорились с тибцами. Нарцы очень боялись тибских и даже клялись поговаривая «да буду уведен тибцами».
В Тибе проживают: ?коевы, Багаевы, Кучиевы, Боциевы, Кадзовы, Тедеевы, Айларовы, Гоцоевы. ?з этих фамилий есть проживающие еще в Джавском ущелье, Кударском, Кучиевы же еще и в Дигории проживают.

СОН??, архив. Записал Джанаев Сергей летом 1932 года.


  • 0

#55 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 13:46

Я сейчас кучей материала заволю.


  • 0

#56 Bolat

Bolat

    Homo heidelbergensis

  • Участник
  • 375 Сообщений:
18

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 15:16


 и больше не ссорились с тибцами. 

 

Дааа Мамисоны были крутыми ребятами для всех ..у них ,,орёл косточку неунесёт,,)


  • 2

#57 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
248

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 17:21

Я сейчас кучей материала заволю.

Тебе трудно угодить, дорогой)) С чем ты не согласен? Это живые предания твоих старших, коренных нарцев. ? ты прежде всего должен их изучать, если интересуешься прошлым своей фамилии. А не каких-то Чичинадзе, Потто цитаты выхватывать. Это тоже интересно, но ценность имеет первоисточник.
Признаться, я сам удивлен очень многому, что стало известно из преданий нарцев. Никогда не интересовался особо и достаточно было поверхностной информации от Калоева Б. или Гутнова Ф. А тут стоило углубиться и столько неожиданного материала, даже шокирующего.
Не могу себе представить, как можно заставить 12 достойнейших мужчин ногами молотить овёс! Не могу представить, чтобы им по спинам метлой прошлись!! Как такое возможно было??? О дворянстве я уже и не вспоминаю.
А история с этим Гоци? Ты почитал, Сармат, что он предпринял? Убить своих родственников Гагиевых, чтобы завладеть их землей! Убить коварно! ? сам же от коварства погиб от руки родного брата.
Либо случай с этим почетным кубком, о котором кстати и Коста писал совсем другое, чем обычные нарцы поведали. Гоци был Тбилиси и участвовал в уличном цирке, шоу, где борятся силачи. Какой бой, какая битва с персами? А это застолье в честь его победы, где ему не дали бокал выпить, а бросают ему уже пустой бокал чтобы он поймал. ? он не ловит первый раз! Бросает царь второй раз и он поймал, какой успех! Сунул в карман и домой довольный..
На мой взгляд, эти герои, якобы герои, на самом деле были идиотами или беспредельщиками. ? ими никак нельзя гордиться. Либо эти рассказчики из народа сами с головой не дружат, рассказывая такие совсем дебильные истории. Это касается и предания о Хетаге, который якобы воровал детей и продавал их в Грузии.
В общем, лучше бы Аслан1 не скидывал мне эту книгу и я бы не читал эти мерзости. Предлагаю даже удалить их из темы,  по причине крайне низкого морального содержания.
 
Ваше мнение, господа-товарищи!


  • 0

#58 Bolat

Bolat

    Homo heidelbergensis

  • Участник
  • 375 Сообщений:
18

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 19:14

 

Ваше мнение, господа-товарищи!

?стория это ?стория.Было ли,небыло ли,вопрос второй но информацию надо СОХРАНЯТЬ,ибо она важна несмотря на моральное содержание.


  • 0

#59 Bolat

Bolat

    Homo heidelbergensis

  • Участник
  • 375 Сообщений:
18

Опубликовано 11 Ноябрь 2014 - 19:28

1)Как можно заставить 12 достойнейших мужчин ногами молотить овёс! 

2)Либо эти рассказчики из народа сами с головой не дружат, рассказывая такие совсем дебильные истории.

1)Для меня важно в этом предании то,что старших слушались и Суд был демократичным и справедливым

2)Да типичные истории для своих времён,и то что они сохранились---это  хорошо


  • 0

#60 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 12 Ноябрь 2014 - 03:26

1) Начнем по порядку! ?меем вот такой факт!

Б.А. Калоев. ОСЕТ?НЫ ВОСТОЧНОЙ ОСЕТ?? ? РАЙОНОВ ГРУЗ??

Наличие значительного количества осетин в селах грузин-мохевцев также отмечали последующие исследователи. Так, например, Н.К. Никифоров в работе, посвященной изучению быта государственных крестьян Закавказского края, называет мохевцев «полуосетинами». Действительно, в мохевских поселениях осело немало осетин, позже огрузинившихся. В 1957 году, проводя этнографические изыскания в Казбегском районе Грузинской ССР, я обнаружил здесь несколько таких осетинских фамилий: Хетагури в сел. Казбеги (6 дворов) и сел. Гарбани (7 дв.), Салбиевы (сел. Тоти, 7 дв.), Мираковы (6 дв.) и Бедоевы (10 дв.) в сел. Ачхоти и т.д.

Особый интерес вызывает появление здесь Хетагури, от которых вышли позже их однофамильцы, проживавшие в Цхинвальском и Знаурском районах Юго-Осетии. По записанному нами преданию, предок Хетагури — выходец из сел. Нар, родины великого осетинского поэта и демократа Коста Хетагурова. Село Нар расположено в Центральной Осетии, жители которой неоднократно приходили на помощь Грузии в борьбе против ее внешних врагов. ? на этот раз, как гласит предание, один из Хетагуровых, участвуя в единоборстве с турецким великаном-воином, сразил его насмерть, отчего Грузия одержала победу над турками. ?з многочисленных подарков, предложенных герою грузинским царем за его подвиг, он взял только поместье у подножья горы Казбек, где теперь находится сел. Гергеты. Герою был также вручен серебряный крест, хранившийся в церкви, что напротив сел. Казбеги, на горе Цминда-Самеба. По сложившейся традиции, жители окрестных сел ежегодно под Новый год приходили к Хетагури с указанным крестом и знаменами, и приветствовали их. По словам наших информаторов ?вана Михайловича (1896 г.р.) и Василия ?осифовича (1907 г.р.) Хетагури (сел. Казбеги), эти шествия продолжались до 1930 года, после чего были прекращены по просьбе последних.

Как свидетельствуют данные грузинской хроники, приведенное предание отражает реальные исторические события, когда многие осетины принимали участие в Аспиндзской битве 20 апреля 1770 г. и за проявленный героизм были награждены царем ?раклием ?.


  • 0




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых